Подвиг горного аула Бесленей
В августе 1942 года в ауле остановился обоз с детьми, эвакуированными из блокадного Ленинграда. Они долго находились в пути. Их отослали подальше от войны – в Грузию, но в предгорьях Кавказа эшелон разбомбили. Многие погибли, а выживших снабдили минимумом продуктов, дали сопровождающего и отправили дальше на подводах.
Между тем враг рвался к кавказской нефти, фронт становился все ближе и ближе. В кубанских станицах несчастных детишек жалели, кормили, но брать на постой отказывались наотрез, ведь многие из этих 32 детей были евреями, а немцы уже захватывали станицу за станицей, хутор за хутором.
Когда подводы подошли к Бесленею, все уже настолько обессилели от голода, что едва шевелились. Караван с необычными пассажирами увидели местные вездесущие пацаны. С этой новостью они разбежались по домам.
Вскоре здесь был уже весь аул. Первым делом детей, разумеется, накормили. А потом, как заведено у горцев, собрали совет старейшин.
Разгорелся горячий спор. Одни говорили, что давать приют беженцам нельзя: немцы уже завтра-послезавтра будут здесь, и за еврейских детей не пощадят никого. Другие, коих было подавляющее большинство, категорически возражали: мол, на Кавказе всегда оказывали почет гостю, никогда не отказывали в приюте страждущему, так почему же теперь мы должны изменить заветам предков?!
Черту подвел председатель сельсовета Мурзабек Охтов. Самый уважаемый человек в ауле, он сказал примерно следующее:
- Земляки, подумайте, будем ли мы себя уважать, будут ли уважать нас люди, если нарушим закон гор, бросив умирающих детей на произвол судьбы! Какие же мы после этого кавказцы?!
Он подошел к подводам с опухшими от голода ребятишками, протянул руки к девочке по имени Катя и сказал:
- Иди ко мне, будешь моей дочкой.
И начался дележ. Каждый хотел взять в семью ребенка или двух. Очень быстро разобрали всех. Одной женщине, у которой своих было девять ртов, не хватило, так она устроила скандал, мол, чем я хуже других, у меня муж на фронте, не имеете права меня так оскорблять. И добилась-таки, что ей тоже дали одного мальчугана.
Мурзабек Охтов собрал всех грамотных местных жителей, и они за одну ночь переделали сельсоветовские книги, вписав в них всех новоиспеченных жителей аула под фамилиями их приемных родителей. Имена им дали соответствующие – Муса, Фатима, Рамазан…
А уже наутро немцы вошли в аул. Оккупация продолжалась около шести месяцев. За все это время никто не выдал священную тайну Бесленея.
Старались, чтобы светловолосые и белокожие приемыши вообще не попадались на глаза оккупантам, а в крайнем случае стригли наголо и мазали сажей. Смугленьких и чернявых, которые вполне могли сойти за черкесских малышей, на улицу выпускали, но только при условии, что они ни в коем случае не будут разговаривать на русском языке.
Так гитлеровцы ничего и не узнали. Все ленинградские дети выжили.
После войны кому-то из них повезло найти своих родственников и уехать к ним, но многие так и остались у своих приемных родителей. Они выросли, создали здесь свои семьи. Некоторые позже вернули себе свои русские и еврейские имена и фамилии, другие навсегда остались рамазанами.
Но все до одного почитали своих приемных родителей как родных.
- А как же иначе?! – воскликнул в кадре давно уже ставший взрослым один из тех эвакуированных мальчишек. – Отлично помню, как в трудные военные годы моя приемная мама старалась накормить меня даже не так, как своих пятерых детей, а лучше, сытнее. А когда я окончил семилетку и хотел пойти в колхоз, мой черкесский отец настоял, чтобы я пошел учиться в техникум. И это в то время, когда ни одному из собственных сыновей он не смог дать образования.
Спустя годы 32 бывших малолетних беженца собрались вместе и установили на своей второй родине памятник. На его плите начертано: «Посвящаем жителям аула Бесленей, принявшим в 1942 году и воспитавшим нас – детей блокадного Ленинграда»…
В 2010 г. в ауле смогли открыть памятник, посвященный матери-черкешенке. Теперь красивый и трогательный памятник женщине-матери, обнимающей ребенка, украсивший аул Бесленей, будет вечным напоминанием о том, что именно благодаря таким людям в тылу и на фронте- сильным, терпеливым, открытым и любящим, мы выиграли войну, благодаря им, мы можем гордо называть себя потомками воинов-победителей.
http://kirmayak.ru/news/2416
#Кавказ_mirror_of_history
#дети_СССР_mirror_of_history